Previous Entry Поделиться Next Entry
Отчет о работе Правительства в 2011 году. Часть 2
shantsevvp
Большое значение мы придаем развитию малого и среднего предпринимательства как сектора экономики, на треть обеспечивающего занятость населения и поддерживающего конкурентную среду. В этой связи региональное Правительство реализует комплексную целевую программу развития малого и среднего предпринимательства в Нижегородской области на 2011-2015 годы.
В прошедшем году объем ее финансирования за счет средств регионального бюджета составил 90 миллионов рублей. Кроме того, были привлечены средства федерального бюджета в объеме 240 миллионов рублей.
Около 85% от указанной суммы было направлено на финансовую поддержку, ее получили 366 субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе 200 – на начало собственного дела, причем более половины из них - бывшие безработные.
Финансовая поддержка также предоставлялась в виде субсидирования затрат по договорам лизинга оборудования, расходов инновационных компаний на разработку и производство инновационных товаров, о чем уже говорилось ранее, а также затрат на выставочно-ярмарочную деятельность и на повышение квалификации работников малых предприятий.

Один из вопросов, поступивших от вас, касается итогов работы Агентства по развитию системы гарантий для субъектов малого предпринимательства, которое предоставляет поручительства и микрозаймы для малого бизнеса, в 2011 году.
Всего за время деятельности агентства (с 2009 года) выдано 235 поручительств на сумму около 580 миллионов рублей, при этом больше половины – 123 – в 2011 году на сумму 350 миллионов рублей. Под поручительства Агентства в малый бизнес привлечено более 1 миллиарда рублей кредитных средств, в том числе почти 630 миллионов рублей – в 2011 году.
Кроме того, в декабре 2010 года был сформирован фонд микрофинансирования объемом более 100 миллионов рублей. Микрозаймы предоставляются на срок от 3 месяцев до 1 года в сумме от 50 до 900 тысяч рублей по ставке существенно ниже банковской. Выгодной является и упрощенная процедура их получения: срок – не более 10 дней и минимальное количество необходимых документов. За период деятельности фонда выдано 84 микрозайма на сумму 35,4 миллиона рублей.
Также в 2011 году была продолжена работа по формированию в регионе сети бизнес инкубаторов. Введены в эксплуатацию объекты в городах Заволжье, Дзержинск и в рабочем поселке Тоншаево (вторая очередь). Продолжаются работы по строительству и реконструкции зданий под бизнес-инкубаторы в городах Павлово, Выкса и Бор.
О других элементах инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса – «Нижегородском инновационном бизнес-инкубаторе» и региональном венчурном фонде я уже рассказывал.
Хочу только привести пример, который показывает, какие компании «выращиваются» у нас в регионе с их помощью: это ООО «Дистанционные системы контроля» с проектом «Лесной дозор», представляющим собой систему мониторинга леса, предназначенную для раннего обнаружения пожаров. На сегодняшний день «Лесной дозор» внедрен и успешно функционирует в 15 регионах России и Белоруссии, ведутся переговоры с большинством субъектов федерации, рядом стран ближнего и дальнего зарубежья. А в начале 2012 года компании был присвоен статус резидента «Сколково».
Самым важным, на мой взгляд, является то, что этими разработками занимаются в большей степени молодые люди. Поэтому выявление и поддержка талантливой молодежи имеет неоценимое значение в решении задачи кадрового обеспечения модернизации экономики.

Этому вопросу Правительство области уделяет особое внимание. В рамках ведомственной целевой программы «Развитие образования в Нижегородской области на 2011-2013 годы» установлено 14 номинаций областных именных стипендий, лауреатами которых в прошлом году стали 486 человек, проведены 4 выездные сессии молодых ученых, с общим числом участников более 700 человек.
Не первый год наши студенты и молодые научные сотрудники активно участвуют в федеральных программах «Старт» и «У.М.Н.И.К.», целью которых является поддержка людей, стремящихся самореализоваться через научно-техническую и инновационную деятельность. В рамках этих программ в 2011 году было поддержано 40 проектов по разработке и освоению новых видов наукоемкой продукции и технологий.

Для подготовки рабочих кадров для высокотехнологичных производств на базе учреждений среднего профессионального образования области действуют 9 ресурсных центров, 2 из которых созданы в 2011 году. Следует отметить, что все они оснащены компьютезированными лабораторными комплексами, мультимедийным оборудованием, интернет-ресурсами, что позволяет обеспечить более глубокое изучение программного материала по общепрофессиональным дисциплинам и профессиональным модулям.
Кроме того, на базе ресурсного центра «Сормовского механического техникума» в 2011 году открыт учебно-производственный комплекс по разработке и выпуску высокотехнологичного учебно-лабораторного оборудования для учреждений профобразования региона.
Замечу, что в прошлом году нижегородская область стала победителем конкурсного отбора программ развития профессионального образования по отрасли «Машиностроение» на получение субсидий из федерального бюджета на 3 года.
Отдельный вопрос – привлечение и закрепление квалифицированных молодых кадров в аграрном секторе. С этой целью у нас действуют специальные меры поддержки. Это ежемесячная доплата к заработной плате в размере до 2500 рублей на срок до двух лет; выплата единовременного пособия молодым специалистам, заключившим трудовой договор с сельхозорганизацией на срок не менее 5 лет, - в размере до 100 тысяч рублей; персональная аграрная стипендия студентам высших и средних специальных учебных заведений, обучающихся на условиях целевой контрактной подготовки - в размере до 1,5 тысяч рублей и другие меры. Для этого ежегодно из средств областного бюджета выделяется около 28 миллионов рублей.

Уже 13 лет в регионе реализуется Президентская программа подготовки управленческих кадров. В 2010/2011 учебном году в ее рамках по программам профессиональной переподготовки защитили дипломы 125 специалистов, по программам повышения квалификации было выпущено 55 человек. К их подготовке привлечено более 80 лучших преподавателей вузов.
По итогам прошедшего учебного года становится очевидным существенный рост востребованности инновационных направлений обучения. Основная часть выпускных дипломных проектов специалистов как крупных предприятий, так и малого бизнеса направлена на развитие инновационной деятельности.

Уважаемые коллеги! Безусловно, все предпринимаемые нами меры по развитию экономики реализуются ради достижения основной цели деятельности регионального Правительства – повышения уровня благосостояния нижегородцев.
Рад отметить, что наша работа приносит положительные результаты. Так, в 2011 году продолжилась позитивная динамика основных показателей уровня жизни населения региона.

Среднедушевые доходы в прошлом году в действующих ценах превысили уровень 2010 года на 10,1%, составив в среднем за месяц 18 тысяч рублей, что почти в 3 раза больше величины прожиточного минимума.
Средний размер пенсий увеличился за год на 8,8% и на начало 2012 года достиг уровня 8,1 тысячи рублей. Заработная плата выросла на 13,2%.
При этом по уровню зарплаты (в 2011 году составила 18,6 тысячи рублей) мы перешли с традиционного для нас 5-го места в ПФО на 4-е, опередив республику Башкортостан.
Также на 4 месте в округе Нижегородская область находится по уровню заработной платы работников социальной сферы, ее рост за 2011 год составил 11,7%. Так, зарплата врачей за год выросла на 12% (составила 24,3 тысячи рублей), учителей – на 17% (14,6 тысячи рублей). При этом, поскольку повышение зарплаты педагогов было произведено с 1 сентября, их средняя зарплата в IV квартале 2011 года достигла 17,8 тысячи рублей.
В очередном вашем вопросе содержалась просьба определить основные направления регулирования оплаты труда и осуществления мер по ликвидации существующей задолженности по заработной плате.
Среди основных направлений регулирования оплаты труда в регионе можно выделить реализацию региональных трехсторонних соглашений между Правительством Нижегородской области, Областным объединением профсоюзов («Облсовпроф») и работодателей («Нижегородская ассоциация промышленников и предпринимателей»). В рамках данных соглашений стороны принимают на себя обязательства по обеспечению доли тарифа в общем заработке, то есть гарантированной части зарплаты, не ниже 60%. В 2011 году эта доля составила в среднем 62%, что выше уровня 2010 года на 5 процентных пунктов.
Кроме того, во всех районах области действуют межведомственные комиссии по повышению средней заработной платы, выплачиваемой работодателями, и легализации «теневой» зарплаты.

Также в рамках регулирования оплаты труда в 2011 году происходило поэтапное повышение зарплаты работников бюджетной сферы. С 1 октября на 6,5% были увеличены зарплаты всем работникам учреждений здравоохранения, образования, культуры, социальной политики и спорта.
При этом были реализованы специальные меры поддержки для отдельных категорий бюджетных работников: с 1 января 2011 года введена ежемесячная выплата врачам-специалистам и среднему медицинскому персоналу, участвующим в мероприятиях по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи (средний размер выплат врачам – 4578 рублей, среднему медперсоналу – 1934 рублей), а с 1 сентября на 30% повышены оклады учителей.

Мы понимаем, что очень важно, чтобы зарплата нижегородцев не только ежегодно росла, но и выплачивалась своевременно и в полном объеме. Поэтому вопрос по ликвидации существующей задолженности по зарплате постоянно стоит на контроле у Правительства области. Регулярно проводится мониторинг изменения объемов задолженности, предпринимаются оперативные меры по решению проблемных вопросов по ее сокращению.
Основная часть (более 80%) просроченной задолженности приходится на организации, находящиеся на разных стадиях банкротства. В 2011 году в результате проведенной работы задолженность 19-ти из них была погашена на сумму 74,8 миллиона рублей (в 14-ти из них погашена полностью). В результате задолженность в организациях-банкротах за год уменьшилась на 122 миллиона рублей.
Общая сумма просроченной задолженности по заработной плате в Нижегородской области за 2011 год сократилась в 2,7 раза и составила на конец года 72,3 миллиона рублей. Сокращение задолженности продолжается и в текущем году (по состоянию на 01.05.2012 задолженность уменьшилась до 61,6 миллиона рублей).
Отмечу, что в 2011 году была зафиксирована минимальная потребительская инфляция за 20-летний период наблюдения – рост цен составил 6,7 % к уровню 2010 года.
Это стало возможным во многом благодаря мерам Правительства региона по сдерживанию роста цен на продовольствие через реализацию областных целевых программ, направленных на развитие конкуренции и поддержку местных производителей.

Важнейшим направлением нашей социальной политики является выплата пособий и субсидий отдельным категориям граждан. В настоящее время практически каждый третий житель области получает денежную помощь или иные меры поддержки.
Всего у нас существует 83 вида социальных выплат, из которых 65 – областные. Расходы регионального бюджета на эти цели в 2011 году составили 10,7 миллиарда рублей.
При этом более 2,5 миллиардов рублей из этих средств были направлены на различные меры поддержки семей с детьми, что соответствует и федеральным приоритетам. Ведь крепкая благополучная семья – это основа будущего нашего общества. Так, семьям с детьми предоставляется 31 социальное пособие (21 из которых – областные), причем особое внимание уделяется многодетным и малоимущим семьям.
От вас поступил вопрос относительно индексации пособий детям из малоимущих семей, обучающимся в школах: на питание и к началу учебного года. В 2011 году получателями данных пособий являлись порядка 60 тысяч человек. Считаю целесообразным рассмотреть этот вопрос после принятия закона «О социальных стандартах в российской федерации» (в настоящее время разработан проект), поскольку будет меняться вся система социальной защиты: одни пособия и субсидии уйдут, другие прибавятся, некоторые будут изменены. Но акцентирую ваше внимание на том, что Правительство области полностью сохранит объем мер социальной поддержки, предоставляемых семьям с детьми.
Вместе с тем, отмечу, что пособия, по которым был вопрос, – это не единственная мера поддержки Правительства малоимущих семей с детьми. Если учесть все существующие в области виды пособий и субсидий малоимущим семьям, то, в зависимости от их состава, размеры материальной помощи варьируются. Например, для полной семьи с двумя детьми в возрасте от года до 18 лет они составляют в среднем 48,8 тысячи рублей в год; одинокая мать с одним ребенком школьного возраста получает 24,9 тысячи рублей; многодетная семья с тремя детьми, двое из которых школьники – 69,5 тысяч рублей. Получается, что в среднем для всех категорий малоимущих семей на каждого ребенка предоставляется около 2 тысяч рублей в месяц.
В том случае, если малоимущая семья является многодетной, то для детей-школьников предусмотрены более высокие пособия - на питание ежемесячно 625 рублей, а на начало учебного года – почти 700 рублей. Кроме того, им предоставляется ежемесячная денежная выплата на проезд – 209 рублей, а выпускникам, получившим аттестат с отметками только «4» и «5», предоставляется поощрительная выплата в размере 1 тысяча 272 рубля. Эти пособия индексируются: и в прошлом году, и в начале текущего они были проиндексированы на 7,5%, что выше уровня инфляции.

В 2011 году существенное внимание уделялось также реализации мер по поддержке рождаемости.
Во-первых, с 1 апреля прошлого года был существенно повышен размер единовременного пособия из областного бюджета малоимущим семьям при рождении детей: на появление первого и второго ребенка размер пособия увеличен с 300 рублей до 8 тысяч рублей, на третьего и следующих детей – с одной до 10 тысяч рублей.
Во-вторых, с целью реализации послания Президента России Дмитрия Анатольевича Медведева, в 2011 году на территории Нижегородской области была проведена работа по введению регионального материнского капитала.
Эти средства в размере 25 тысяч рублей могут быть направлены на улучшение жилищных условий, проведение ремонта, газификацию жилых помещений, получение образования ребёнком, оказание ему медицинской помощи. Выплаты регионального материнского (семейного) капитала будут осуществляться, начиная с 1 марта 2013 года.
Считаю эти меры необходимыми, так как для рождения и воспитания ребенка очень важным является материальное благополучие семьи.
Кроме того, в 2011 году в регионе действовали целевые программы «Нижегородская семья», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Нижегородской области», четыре грантовые программы (гранты фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации), направленные на семейное жизнеустройство детей-сирот, ресоциализацию подростков, находящихся в конфликте с законом, поддержку семей с детьми-инвалидами, социальную адаптацию выпускников домов-интернатов для умственно отсталых детей.
В результате на территории области за год на 7,3% снизился уровень подростковой преступности. Число участников преступлений сократилось на 7,5%.
Особое внимание Правительство области уделяет поддержке граждан пожилого возраста и инвалидов.
В 2011 году 15,5 тысяч жителей региона были удостоены почетного звания «Ветеран труда Нижегородской области», дающего право на получение ежемесячной денежной выплаты и денежной компенсации по оплате ЖКУ.
Ветеранам Великой Отечественной войны произведены ежегодные денежные выплаты ко Дню Победы, ко дню памяти жертв политических репрессий и на оздоровление. Их получателями стали более 150 тысяч человек (57,1 миллиона рублей). Кроме того, 615 ветеранов войны обеспечены выплатами на улучшение жилищных условий.
У нас в области проживает более 345 тысяч инвалидов. С целью обеспечения их комфортного пребывания в учреждениях социальной защиты в прошлом году более 50 таких объектов были оснащены элементами доступности. Важным событием 2011 года стало создание служб «Социальное такси» для инвалидов во всех районах Нижнего Новгорода и крупных районах региона, благодаря которым маломобильные граждане получили возможность доступа к соцучреждениям. С октября 2011 года услугами службы воспользовались 260 граждан.

Еще одно направление - компенсации и субсидии по оплате жилищно-коммунальных услуг. Расходы на эти цели за год увеличились на 15%. Более 800 тысяч жителей области, то есть каждый четвертый, обладают правом на получение таких компенсаций. Из них 456 тысяч являются региональными льготниками. Общая сумма выплаченных в 2011 году компенсаций составила 5,7 миллиарда рублей, из которых 3,35 миллиарда рублей – из бюджета области.
Также в 2011 году было продолжено предоставление субсидий на оплату ЖКУ семьям, в которых расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг превышают 18% от совокупного дохода. Их среднемесячный размер составляет 1,2 тысячи рублей – это одно из самых высоких значений в Приволжском федеральном округе – в большинстве регионов ПФО субсидии предоставляются семьям, у которых доля расходов на оплату ЖКУ составляет 22% от дохода. В 2011 году субсидии получали в среднем 123 тысячи нижегородских семей на общую сумму 1,87 миллиарда рублей.
Кроме того, 37 тысяч сельских специалистов бюджетной сферы получали компенсацию на оплату жилья, отопления и освещения. Сумма выплат из областного бюджета составила 743 миллиона рублей.

Приятно отметить, что 2011 год отмечен позитивными тенденциями на рынке труда. Нам удалось преодолеть напряженность, возникшую в связи с кризисом. Сейчас ситуация стабилизировалась, что выразилось в снижении регистрируемой безработицы, уровень которой за год снизился с 1,19 до 0,92 процентов. Это самый низкий показатель среди регионов Приволжского федерального округа.
В целом, за 2011 год при содействии Областной службы занятости было трудоустроено 98 тысяч человек, для 10 тысяч граждан были организованы общественные и временные работы, а также свыше 3,6 тысяч безработных получили помощь в открытии собственного дела.
Также в 2011 году было продолжено опережающее профессиональное обучение работников, находящихся под угрозой увольнения, его прошли около двух тысяч человек.
Общий объем финансирования мероприятий, направленных на содействие занятости населения и снижение напряженности на рынке труда, в 2011 году составил более 1,2 миллиарда рублей (из них 98% - средства федерального бюджета).
Как известно, благополучие любого человека зависит, прежде всего, от его здоровья, поэтому серьезная задача, стоящая перед Правительством области, - это развитие современной и эффективной системы здравоохранения.

Очень важно, что на протяжении последних 6 лет в регионе отмечаются позитивные демографические тенденции, чему во многом способствует реализация концепции демографического развития области. Так, в 2011 году по сравнению с 2005-ым рождаемость выросла с 8,9 до 11 промилле, смертность сократилась с 20 до 16,4 промилле.
Продолжают снижаться показатели материнской и младенческой смертности. Во многом, это и результат нашей деятельности. Эффективно работают средства «родовых сертификатов». Только в 2011 году за счет них 523 новорожденных получили лечение с использованием новейших технологий по выхаживанию недоношенных детей, было закуплено 32 единицы дорогостоящего оборудования.
В результате, по сравнению с 2010 годом материнская смертность снизилась на 22%, младенческая смертность – на 12%.
Вопросам модернизации системы здравоохранения мы уделяем большое внимание. В этом отношении 2011 год стал показательным, так как была запущена соответствующая масштабная областная целевая программа с участием средств федерального бюджета, рассчитанная на 2 года (в 2011 году общий объем финансирования составил около 3 миллиардов рублей, в том числе 2,1 миллиарда рублей из федерального бюджета). В целом расходы на здравоохранение в прошлом году выросли в 4,8 раза по сравнению с 2010 годом.

Одно из основных мероприятий программы – укрепление материально-технической базы. Так, в 2011 году был выполнен капитальный ремонт в 92 лечебных учреждениях области, поставлено около 1,5 тысяч единиц современного оборудования и санитарного транспорта (среди которого 43 рентгеновских, 54 УЗИ аппарата, 6 цифровых флюорографов и так далее).
Кроме того, в рамках целевой программы по развитию социальной и инженерной инфраструктуры в прошедшем году введены в эксплуатацию поликлиника в Арзамасе, перинатальный центр в Сергаче, продолжалось строительство перинатального центра в Дзержинске, хирургического корпуса Борской центральной больницы и нового корпуса Павловской центральной больницы.
Всего за 5 лет реализации программы было построено, реконструировано и выполнен капитальный ремонт 35 объектов здравоохранения.

Значимым направлением нашей работы является совершенствование оказания медицинской помощи больным с сосудистыми и онкологическими заболеваниями, поскольку болезни системы кровообращения и новообразования – это основные причины смертности трудоспособного населения.
В 2011 году в рамках национального проекта «Здоровье» начали работу региональный сосудистый центр на базе городской клинической больницы №13 Нижнего Новгорода и 5 первичных сосудистых отделений. Уже за первый год их работы на 18% выросло число граждан, у которых к концу госпитализации произошло восстановление утраченных функций и сохранилась способность к самообслуживанию (с 35,7 до 57,4%).
В настоящее время зона обслуживания сосудистых отделений охватывает почти 70% населения области. К 2013 году данная система будет внедрена на всей территории региона.
С целью развития системы онкологической помощи в 2011 году создано 2 межрайонных онкоцентра, 21 смотровой и 19 первичных онкологических кабинетов. Кроме того, проведен капитальный ремонт областного онкологического диспансера, приобретено более 300 единиц современного оборудования, проведена подготовка 55 специалистов.
В целом в результате проделанной работы мы добились сокращения смертности трудоспособного населения от новообразований – на 0,3%, от болезней системы кровообращения – на 20%.
Новым направлением модернизации здравоохранения с 2011 года стало создание службы неотложной медицинской помощи на базе поликлиник. Часть вызовов населения со скорой помощи (в связи с неотложным состоянием) переадресовывается непосредственно в территориальные поликлиники, где обслуживается участковыми врачами и фельдшерами. Таким образом, разгружается скорая помощь и повышается ее эффективность при экстренных случаях.
С целью создания службы неотложной помощи в 2011 году реорганизована система здравоохранения в 6 районах, работа будет продолжена до 2014 года.

Кроме того, мы продолжаем работу по развитию системы межрайонных моно- и многопрофильных центров специализированной медицинской помощи. Нашей задачей к 2013 году является открытие 42 межрайонных и региональных центров в 11 муниципальных районах и 3-х городских округах области (среди которых будет 12 травмоцентров, 13 сосудистых, 11 перинатальных центров, 3 отделения выхаживания маловесных детей, 3 онкоцентра).
Ежегодно увеличиваются объемы оказания населению высокотехнологичной медицинской помощи. В 2011 году в Нижегородской области было выделено 5 тысяч 700 квот на лечение в федеральных клиниках и двух наших региональных учреждениях (в 2010 году – 4,9 тысячи).
Безусловно, одним из важнейших аспектов системы здравоохранения является профилактика заболеваний. В 2011 году более 1,3 миллиона человек прошли иммунизацию против основных видов инфекций.
Диспансерный осмотр в 2011 году прошли почти 92 тысячи работающих граждан, и около 5 тысяч сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Отдельным направлением программы модернизации здравоохранения в 2011 году было проведение диспансеризации 25 тысяч 14-летних детей. По выявленным заболеваниям большинство подростков получили помощь в 2011 году, остальные проходят лечение в текущем году.
Еще одной значимой составляющей деятельности Правительства области является популяризация здорового образа жизни. Рад отметить, что заинтересованность населения в занятии спортом растет год от года.

  • 1
Субсидии на оплату жилищно- коммунальных услуг здорово помогают малоимущим гражданам, многодетным семьям. Если бы не такая бюджетная поддержка, платить по счетам многим жителям было бы очень сложно.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account